Загрузка

Определены контуры новой национальной системы высшего образования

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС.

Приятная новость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате под час не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обучение. За период обучения на год дольше, больше времени для закрепления полученных навыков на практики. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.

Член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сычевские вести» (СОГУП «Восточная объединенная редакция») Юлия Зенковская.

Давайте вспомним, для чего Россия присоединилась к Болонской системе обучения. Это, в первую очередь, тесное взаимодействие между российскими вузами и вузами стран-участников, т.е. студент мог начать обучение на родине, затем перевестись в учебное заведение другой страны, прослушать курсы там, а окончить обучение в первом, сохраняя баллы, полученные в каждом из этих вузов. Но стоит отметить, что на сегодняшний день представители высшего европейского образования в одностороннем порядке обрывают сотрудничество с российскими вузами.

По Болонской системе степень бакалавра считается базовым высшим образованием, которое необходимо продолжить, поступив в магистратуру. Но большинство студентов, успокоившись наличием «корочки» бакалавра, обучение заканчивают. Стоит понимать, что за четыре года бакалавриата подготовить квалифицированного работника сложно.

Бакалавр и магистр — это ощутимая разница в образовании, а разная оплата труда служила бы стимулом для людей повышать свое образование и развиваться дальше, а не останавливаться на достигнутом. Считаю, что такая система образования не до конца продумана и адаптирована для России.

Придерживаюсь того, что полностью отходить от бакалавриата в пользу специалитета не нужно. На мой взгляд, новая система высшего образования в России должна вместить некое уникальное сочетание специалитета, бакалавриата и магистратуры, стать более гибкой и национализированной. В любом случае этот вопрос требует времени и более тщательного обсуждения на высшем уровне.