Загрузка

Нарушения жилищного законодательства и жилищных прав граждан

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений этого фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Также в силу Уставов сельских поселений Сычевского района Смоленской области, к вопросам местного значения сельского поселения Сычевского района Смоленской области относится организация содержания муниципального жилищного фонда, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, обеспечение проживающих в сельском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены в п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из приведенных норм усматривается, что на Администрации возложена обязанность контролировать жилые помещения, находящиеся в собственности поселения, и устранять недостатки содержания жилых помещений.

С целью минимизации в 2024 году нарушений жилищного законодательства и жилищных прав граждан ниже представлена краткая информация по результатам надзорной деятельности органов прокуратуры Сычевского района в данной сфере по итогам проверок, проведенных ранее.

В ходе прокурорских проверок выявлялись нарушения в деятельности органов местного самоуправления:

— неразмещение информации, необходимой в данной сфере, в соответствии с законодательством Российской Федерации на официальном сайте, нарушает права граждан на своевременный доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— отсутствие регулярного и планового муниципального жилищного контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления, в соответствии с положением, утвержденным представительным органом муниципального образования;

— ненадлежащее исполнение жилищного законодательства в части содержания и ремонта жилищного фонда, что приводит к нарушению прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания в занимаемых ими жилых помещениях;

— необоснованное отнесение работ к текущему ремонту и обязанностям нанимателя, при необходимости капитального ремонта и проведения комплексного устранения неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смены, восстановления или замена их на более долговечные и экономичные, улучшения эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществления технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечение рационального энергопотребления;

—  по результатам обследования комиссией не дано заключение, незавершенность предоставления муниципальной услуги и невыполнение требований регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Процедура предоставления муниципальной услуги завершается принятием Администрацией постановления о дальнейшем использовании помещения, а в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — о сроках отселения физических и юридических лиц (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности);

— нарушения при составлении актов обследования и заключений межведомственных комиссий при обследовании жилых помещений;

— нарушения жилищного законодательства, связанные с переселением граждан из аварийного и ветхого жилья;

-отсутствие маневренного фонда;

-длительное исполнение судебных решений;

— несоблюдение жилищных прав инвалидов, многодетных семей.

 Всего за 11 месяцев 2023 году органами прокуратуры на территории района  в сфере соблюдения жилищного законодательства и жилищных  прав граждан выявлено 41 нарушение законов, внесено 22 акта прокурорского  реагирования: принесено 5 протестов, по удовлетворенным протестам отменено (изменено) 5 незаконных правовых актов, направлено 4 иска в суд, внесено 13 представлений, по представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности 9 лиц.

Егоров М.И., помощник прокурора Сычевского района Смоленской области