Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?
Комментарий экспертов:
Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»:
Все то, что происходит сейчас в сфере образования, нужно было начинать делать давно. С того самого времени, когда детей стали учить по самым разным учебникам. Вы когда-нибудь читали задачки по математике в некоторых из них? У меня иногда создавалась ощущение, что учебник может написать любой, кто объявит себя автором новой образовательной программы. До смешного доходило. При переезде семьи из одного города в другой их успевающий на «отлично» ребёнок мог стать неуспевающим учеником, потому что программы обучения настолько колоссально разнились.
А ведь успех системы образования напрямую зависит от сохранения единого образовательного пространства. Единое пространство возвращается, и это несомненный плюс и для педагогов, и для учеников.
До сих пор так и не решён спор о том, что такое ученик: сосуд, который следует наполнить, или факел, который нужно зажечь? Конечно, факел. Но если сосуд пустой, то и факел не загорится.
Важно, что сейчас стали думать о том самом наполнении сосуда — о содержании образования. А золотой стандарт и определит то самое наполнение.
Не всегда новое — это хорошо забытое старое. Но опыт советского школьного образования, несомненно, стоит использовать.
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:
Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.
Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.
Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.
Юлия Зенковская, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сычевские вести» (СОГУП «Восточная объединенная редакция»)
Сегодня образовательные программы разрабатываются самими школами и учителями, безусловно, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но я согласна с тем, что программы образования должны быть одинаковы. Даже в черте одного города мы сталкиваемся с разноплановостью базового образования. При переводе в другую школу ребенку сложно переключиться, он из хорошистов переходит в статус неуспевающих.
Считаю, что большая и трудоемкая работа предстоит учителям для внедрения данных стандартов, но, с другой стороны, они будут освобождены от необходимости разрабатывать программы и выбирать учебный материал. А родители и ученики смогут быть уверены в качестве образования.
Переходить на советскую систему образования не вижу надобности, а вот почерпнуть оттуда некоторые аспекты, как, например, единые базовые требования для общего образования, можно и даже нужно. И тогда, с учетом современных тенденций, воссоздастся мощная российская система обучения.