Загрузка

ПОЭТЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

К 80-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

80 лет назад – 27 января 1944 года был освобожден город-герой Ленинград от фашистской блокады. Этот величественный город выстоял, не сдался. Блокада Ленинграда продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма, она показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали, они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства. Ритмы стихов заставляли обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогая жить за гранью человеческих возможностей.

Ольга Федоровна Берггольц — русская писательница, поэтесса.  Работала журналистом на Ленинградском радио, читала стихотворные сводки и поэмы по репродукторам. Голос Берггольц спас не одну жизнь — так говорили многие блокадники. А однажды он спас и ее саму. Одна очень хорошая знакомая как-то позвала Ольгу на «шикарный» ужин (это были лепешки из непонятной смеси, жареные на рыбьем жире). Она, конечно, согласилась. Нужно было пройти всего лишь несколько кварталов. Идя по тротуару, она споткнулась и упала на занесенное снегом тело человека. Подняться никак не могла. Вдруг из громкоговорителя зазвучал голос Ольги Берггольц. Она подумала на секунду, что сошла с ума. Но потом вспомнила: в это время должна была начаться запись передачи с ее участием. Силы вернулись. Берггольц поднялась и пошла…

Три с половиной года ее голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звучал в эфире. Все понимали, если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит город жив, он не сдался и держит оборону.

Михаил Александрович Дудин родился в Ивановской области. Воевать Дудин начал рано. С 18 лет был призван в армию. В 1939 году, когда начался «конфликт» с Финляндией, ушел добровольцем на фронт, где сполна хлебнул все ужасы той войны, и в 23 года был награжден медалью «За отвагу». Затем Великая Отечественная война, где с 1942 года Михаил Александрович работал во фронтовых газетах. Блокадный Ленинград Дудин увидел в октябре 1941-го, когда военным корреспондентом прибыл в редакцию фронтовой газеты «На страже Родины». Часто выезжал на фронт, к солдатам. В подшивках военной поры сохранились сотни стихов молодого офицера.

Из воспоминай поэта Михаила Дудина:

«Воздух неподвижен. Мороз сух и резок. Мы идем Невским и по Суворовскому. На Суворовском нагоняем женщину. Она тащит по снегу, перекинув веревку через плечо, лист фанеры. На фанере сверток, очертанием напоминающий тело подростка. Женщина останавливается через каждые два шага. Мы, не сговариваясь, подходим к ней с двух сторон и беремся за веревку. Она молчит. Через некоторое время мы присаживаемся на сугроб. Боря вынимает наши запасы, и мы делим их на троих. — Дочка это, — говорит женщина. — Нина. Яблока перед смертью просила все. (…)  Лет пять тому назад, когда я зимой пришел на Пискаревское кладбище, я увидел, кажется, ее склоненной около первой, налево от фигуры Матери-Родины, могилы. Я не окликнул ее и не стал рассматривать, чтобы не мешать ей в ее печали, святой и вечной. А когда спустя минуты три оглянулся в ее сторону, ее уже не было, а на краю братской могилы в ослепительно белом снегу лежало, горело, цвело ослепительно алое яблоко».

После победы известный поэт сделал все, чтобы увековечить память о блокадниках. Именно Дудин со своим другом, знаменитым скульптором Михаилом Аникушиным были инициаторами создания обелиска героическим защитникам Ленинграда на южном въезде в город. Он перечислил в фонд памятника целиком гонорар за книгу «Песнь Вороньей горе», а тогда на эти деньги можно было год прожить, не работая. А еще Михаил Дудин стал инициатором создания Зеленого пояса Славы — вся линия обороны блокадного города превратилась в кольцо высаженных деревьев, кустов, и оно протянулось цветущей зеленью – самой красивой памятью о защитниках Ленинграда.

Вера Михайловна Имбер родом из Одессы. По воле судьбы Великую Отечественную войну она вместе с мужем, которого назначили директором медицинского института, пережила в Северной столице. Блокада Ленинграда оставила свой отпечаток в биографии и творчестве писательницы. Она вела дневник, который позже будет издан под названием «Почти три года».

Запись от 17 сентября 1941г.:

«Одна из бомб попадет зимой в пальмовую оранжерею – пальмы погибнут от холода уже к утру. Медсестрам в белых халатах запретят перебегать по двору. Раненый пленный немец, придя в себя, истерично требует перевести его отсюда. Его успокаивают – это госпиталь. Оказывается, его пугает именно это – немецкие летчики стараются бомбить их в первую очередь».

25 сентября 1941 г.:

«Во время тревоги раненые мрачнеют. Их угнетает сознание собственной беспомощности, неподвижности. Ведь большинство не в состоянии сделать ни одного шага. На днях я сидела в палате, в центре комнаты, на табурете, и читала рассказ Горького. Вдруг завыли сирены, зенитки наполнили все небо. Грохнула бомба, зазвенели стекла. Я сидела на табуретке без спинки, даже прислониться не к чему. Кругом окна, окна… И раненые, беспомощные люди невольно смотрят на меня, здоровую: как я? А я собрала всю свою волю, переждав гул, читаю, слежу только за тем, чтобы голос не дрогнул. Но, придя домой, сразу вся ослабела от пережитого страха».

3 января 1942 года.:

«Милиционеров приносят в приемный покой прямо с поста. Они умирают, не успев даже согреться. Однажды связистка-студентка подняла на улице милиционера, упавшего от голода. Кроме того, у него были украдены хлебные карточки. Эта девочка, волоча милиционера на себе, втащила его в булочную и купила ему хлеба по завтрашнему талону своей карточки. А сама она как завтра?»

Николай Семенович Тихонов – советский поэт, родился в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны Тихонов жил и работал в Ленинграде, выступал на радио, публиковал (помимо поэзии) прозу — статьи и очерки, сотрудничал с газетами «Ленинградская правда», «На защиту Ленинграда», «Красная звезда», «На страже Родины».

Самые яркие строчки из газет переписывали, заучивали наизусть. Нередко солдаты носили в кармане, за голенищем номер газеты с полюбившимися стихами. Они помогали выжить, выстоять, оставаться человеком в нечеловеческих условиях блокады Ленинграда.

С мая 1942 года по январь 1944 года публиковались его ежемесячные очерки «Ленинград в мае», «Ленинград в июне» и т.д. (позже эти очерки были объединены в цикл «Ленинград принимает бой»). Так, 31 декабря 1942 года в «Красной звезде» был опубликован его очерк «Ленинград в декабре»:

«…Снаряды свистят, воют, дребезжат, несутся по улицам, залетая в подвал, вонзаясь в башенку над домом, ломая стены третьего этажа, ударяя в асфальт, в рельсы, в деревья. Улицы пустеют, дождь стекол сыплется отовсюду, свистят кирпичи, вырванные по кускам, летят оконные рамы, кое-где вспыхивает ведший неяркий огонек пожара. Декабрьский обстрел города длился однажды два с половиной часа, упорный, страшный, бессмысленный. Снаряды ударяются перед театром, где все слышат грохот разрыва, но театр живет своей жизнью, и только артисты, невольно прислушиваясь к взрывам, еще старательней играют свою роль, и зритель следит с неослабевающим вниманием за тем, что происходит на сцене. Он пришел отдохнуть в театр, и его не может вывести из себя рвущийся рядом снаряд (..)».

Одержать Победу над фашизмом помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль сыграло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. Писатели и поэты блокадного Ленинграда воевали чернилам и пером. Своими произведениями они вселяли в сердца людей искру надежды на скорую Победу над врагом.   

Екатерина Фомина, младший научный сотрудник Сычевского краеведческого музея