Загрузка

СТЕНА ПАМЯТИ ПОПОЛНИЛАСЬ НОВЫМ ГЕРОЕМ-ЗЕМЛЯКОМ

25 сентября 2023 года исполняется 80 лет со Дня освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков.

Смоленск, как и вся земля Смоленщины, усыпан братскими могилами и обелисками. Здесь ревностно хранят память о погибших, народ не может забыть тех, кто стоял насмерть в борьбе с захватчиком.

В годы Великой Отечественной войны территория Смоленской области была полем кровопролитных боев. Как же мало в этой войне значит одна человеческая жизнь — сама по себе бесценная, — когда счет идет на тысячи, сотни тысяч, миллионы! Но эти жизни, эти люди, эти судьбы стали той единой и единственной силой, способной одолеть врага.

Многие не вернулись домой. Многие вернулись героями. Память о всех защитниках Родины жива и будет жить. Потомки славных героев несут ее в своих сердцах.

Всем известно, что в нашем городе на центральной площади установлена «Стена Памяти» в честь Героев-земляков. В преддверии празднования 80-летия освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков «Стена Памяти» пополнилась еще одним Героем Советского Союза Николаем Яковлевичем Яковлевым.

Николай Яковлевич родился 26 апреля 1921 года в деревне Дубецкое Сычевского района. С 26 декабря 1942 года находился в действующей армии. Воевал на Калининском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Был летчиком, командиром звена эскадрильи. Лично уничтожил 2 роты живой силы противника, 10 танков, 40 автомашин, 17 повозок, подавил огонь 3 батарей, создал 16 очагов пожаров, взорвал 4 цистерны с горючим, поджег 1 железнодорожный эшелон.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1950 года гвардии майор Н.Я. Яковлев находился в запасе, жил и работал в Москве.

В материалах сайта «Красные соколы. Советские летчики 1936-1953» сказано, что при жизни Николай Яковлевич часто проводил беседы с молодежью и рассказывал о буднях Великой Отечественной войны. И во время его рассказов всегда чувствовалось волнение, которое он пытался унять.

«Родом я смолянин, — рассказывал Николай Яковлевич. — В деревне вырос, семилетку там окончил». Затем молодой человек переехал в Москву благодаря своему старшему брату Анатолию, который там жил и работал.

Устроился Николай на работу в Метрострой, слава о котором гремела тогда всюду. Немного подучившись, стал помощником машиниста компрессорной станции. В то время очень много писали о летчиках и космонавтах, и все ребята мечтали летать.

«Не был, конечно, исключением и я, — рассказывал Николай Яковлевич. — Грезил небом. Метрострой имел свой аэроклуб. Захотелось и мне поступить туда. Комиссию прошел удачно и стал учиться.

Время обучения в аэроклубе пролетело быстро. Там, кстати, и прыгать с парашютом научился. Жизни без неба уже не мыслил для себя. Очень обрадовался, когда в Московском горкоме комсомола получил в 1940 году путевку в военную авиационную школу пилотов. Через полтора года, в сентябре 1941-го, когда по нашей земле уже более двух месяцев шла война, нам вручили документы об окончании школы.

На фронт попал не сразу. Вначале готовил летчиков, но всей душой, всем сердцем рвался туда, верил в свои знания, в свое умение, был убежден, что там я нужнее».

Свой первый боевой вылет в составе эскадрильи штурмовиков Николай Яковлевич совершил на Калининском фронте в районе Спас-Деменска. Участвовал в боях за Харьков, Белгород, Курск и других городов.

«В небе над Донецкой степью ночью нередко применял военную хитрость. Стараясь создать характерный для немецких самолетов гул, периодически двигал сектором газа, чтобы мотор «Ила» подвывал, как у «Юнкерса». В результате удавалось обманывать противника. Летал над его передним краем, углублялся в тыл, добывал нужные нашему командованию разведданные».

Летал Яковлев и в небе Польши, Чехословакии, летал на Берлин, Прагу. Особенно запомнились полеты в Карпатских ущельях.

«Запомнились своей сложностью. Небо, как правило, закрывали тучи. Пробираться приходилось ущельями, а для этого нужен точный расчет маршрута, чтобы не врезаться в скалы. Наши летчики и здесь с заданиями справлялись успешно.

Однажды мы в составе группы из 16 «Илов» вылетели на штурмовку, — продолжает свой рассказ Николай Яковлевич. — Вскоре заметили, что в нашу сторону направляются «Юнкерсы» — около четырех десятков. Решили атаковать их. Встреча произошла над передним краем. Завязался воздушный бой. Мы понимали, что не дело штурмовиков, груженных бомбами, имеющих специальное задание, ввязываться в схватку, да еще с превосходящим нас по численности противником. Но ведь на войне решение нередко диктуют обстоятельства.

Наши «летающие танки» пошли в лобовую. Гитлеровцы, конечно, и представить себе не могли такой прыти от нас: ведь на один советский самолет приходится 2 — 3 фашистских. Но мы уже хорошо усвоили, что воевать можно и нужно не только числом, а и умением. Машины у нас были мощные. Вооружены пушками и пулеметами. Сделаешь прицельный выстрел, и вражеский самолет на куски рассыпается, горит. Примерно в течение 25 — 30 секунд такая участь в том полете постигла 8 фашистских бомбардировщиков. Один сбил я…».

Это воспоминание лишь об одном боевом вылете Яковлева, а он их совершил более 200. Были победы, были и поражения: его тоже сбивали, ранили. Но он возвращался в строй. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

Всего на фронтах Великой Отечественной войны Николай Яковлевич Яковлев совершил 201 боевой вылет, участвовал в 25 воздушных боях, уничтожил в группе 4 самолета противника. За отличное выполнение боевых заданий командования награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, многими медалями. А в июне 1945 года ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Героя.

Умер Николай Яковлевич в 1993 году. Похоронен на аллее Героев Советского Союза на Троекуровском кладбище.

Сегодня, как и восемьдесят лет назад над нашим городом всходит солнце. Очень хочется видеть мирное небо над головой.  Мы ревностно храним память о погибших, наш народ не может забыть тех, кто стоял насмерть в борьбе с захватчиком и очень горько, что история повторяется. И вновь гибнут наши Герои, защищая мирное небо, и их мы будем помнить. Такова жизнь: раны заживают. Но остается память…

По материалам Сычевского краеведческого

музея подготовила Наталья Александрова