У детей Великой Отечественной войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Сегодняшние девяностолетние бабушки и дедушки – это те самые мальчишки и девчонки, чей звонкий смех и песни прервал топот фашистских сапог. Но они сумели выжить, выстоять, наравне со взрослыми бороться против захватчиков, сохранить в себе все самое ценное и лучшее для человека. Несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненным, работали на полях, приближая победу вместе со всеми. Они стремились выбирать профессии, которые помогут детям последующих поколений быть добрыми, храбрыми, честными, уважающими старших и любящими свою Родину и семью.
Сегодня наш рассказ об одном из юных свидетелей того страшного времени и представителе самой уважаемой профессии учителя — Владимире Васильевиче Сидоренкове — первом директоре Сычевской школы №1. Именно он создал первый педагогический коллектив этой школы. Мудрый и знающий педагог, опытный руководитель, обладающий бесценным качеством — умением выстраивать отношения в коллективе и создавать крепкую работоспособную команду.
Владимир Васильевич Сидоренков родился в 1933 году в Починковском районе Смоленской области в крестьянской семье.
— Когда началась в 1939 году Финская война, — вспоминает Владимир Васильевич, — отец ушел на фронт и не вернулся. Я с младшей сестрой и мамой жил в деревне. Деревня была большая — 76 дворов. Жилось трудно.
Когда началась Великая Отечественная война, я окончил первый класс школы. Появление фашистов в деревне было неожиданным. Немцы шли открыто, строем, впереди ехали мотоциклисты, а мы, детвора, выбежали из домов смотреть на это шествие.
В домах многих деревенских жителей находились раненые советские солдаты, немцы стали их отлавливать. Они бегали по деревне, автоматами сбивали замки, хватали что хотели. Я видел, как они поймали красноармейца на скотном дворе и увели.
Затем фашисты собрали весь народ возле сарая, туда же привели обнаруженных красноармейцев и счетовода нашего колхоза, который был коммунистом. Прилюдно их всех расстреляли.
— Похоронили убитых на краю села, на кладбище это делать немцы запретили, но ночью наши мужики откопали их и перезахоронили, как положено.
Со временем мы поняли, что фашисты бывают тоже разными, самыми страшными были финны, мы даже научились их отличать. Когда они приезжали, мы старались с ними не встречаться и не выходить из дома.
Немцы открыли в деревне школу, приказали учителям выходить на работу и раздали учебники. Часть учебников были немецкими, но на русском языке. Другая часть — наши, советские, с закрашенным в некоторых местах текстом. Мы ходили в школу с пластмассовыми досками и грифелем.
Жили, конечно, в постоянном напряжении, ждали возвращения своих. Немцы скрывали реальное положение дел, говорили, что Москва уже взята. Но, несмотря на оккупацию, детвора жила очень дружно, старались помочь друг другу, чем могли.
17 августа 1943 года немцы приказали освободить деревню, их войска отступали. Все перебрались в лес, жили в окопах. Нас забрал в свой окоп дедушка.
25 сентября пришла весть, что немцев прогнали. Все стали возвращаться в деревню. Помню, как мы бежали встречать наших солдат, как радовались. Наконец-то пришли свои!
После того как фашистов выгнали, деревня продолжила трудиться. Всем было очень тяжело, ведь немцы разграбили даже то немногое, что было у крестьян. Но землю надо было обрабатывать.
Дед и бабушка жили отдельно. Моего дядю, которого не взяли в армию из-за плохого зрения в 1941 году, после освобождения района в 1943 все-таки призвали. Он был минером. Подорвался на мине в 1943 году где-то под Красным.
Для нас, ребятишек, взрослые в короткий срок организовали школу, сколотили столы, скамейки. Некоторые учителя вернулись с фронта по ранению.
Начинались занятия в девять часов, а заканчивались где-то в четырнадцать, и мы шли домой. Дома у всех была работа. Я ездил за хворостом, чтобы истопить печь, носил воду.
В школе кроме учителя и учебника ничего не было. От учителя зависело многое, в том числе и отношение к предмету. Если учитель интересно рассказывал, был к нам добр и внимателен, как правило, этого учителя любили.
В средней школе мне очень нравилась математика, хотя задачи порою бывали такими сложными, что приходилось решать всей деревней. В старших классах любимым предметом стала литература.
Обучение в старших классах, с 8 по 10, было в то время платным. Дети, у которых кто-то из родителей воевал и погиб в Великую Отечественную войну, обучались бесплатно. Для остальных — 200 рублей в год. Я такой льготой не пользовался, деньги нужно было заработать.
Старшие ребята из нашей деревни поступили в Харьковский горный институт. На каникулы они приезжали в красивой форме, которая мне очень нравилась. Я мечтал после окончания школы поступить туда же и стать горным инженером. Но денег, чтобы поехать на Украину поступать в ВУЗ у нас не было.
Оставалось несколько дней до завершения приема документов в Смоленский государственный педагогический институт, когда я привез туда свои документы. Женщина из приемной комиссии мне сказала: «Ты, парень, давай на исторический факультет». Так я и сделал.
В 1955 году, успешно окончив СГПИ, был направлен по распределению в Магаданскую область. 11 июля я выехал из дома и только 17 августа прибыл на место. Весь путь занял больше месяца: доехал поездом до Владивостока, потом пришлось 10 дней ждать парохода, затем 12 суток плыть на пароходе. Вместе со мной были другие молодые специалисты из Смоленска и Брянска.
— С нами вместе ехали солдаты, их встречали с оркестром и национальными танцами чукчей. Получилось, что и нас тоже так встречали. Это было неожиданно и забавно.
Ученики были хорошие, правда, чукчам науки давались сложнее, ведь они приходили в эту школу в 5 класс и были менее подготовлены. Наглядных пособий практически не было, учителя старались сами что-то сделать, приспособить приемник. Вскоре меня назначили завучем школы, если директор куда-то уезжал или болел, то я выполнял его обязанности.
Через полтора года работы получил телеграмму, что меня отзывают в Анадырь. Впервые в жизни я летел самолетом. Меня назначили директором школы.
В Анадыре передвижение в основном осуществлялось на ездовых собаках и мне удалось научиться управлять ими.
— В 1961 году я вернулся на Смоленщину и стал работать директором новой, только что построенной школы в городе Сычевке. Мне позволили самому набрать коллектив. Работу в этой школе считаю своим лучшим периодом жизни. У нас был замечательный молодой коллектив педагогов. Школьный комитет комсомола практически заменил классное руководство. Комсомольский штаб горел работой, проводили массу интересных культурных и спортивных мероприятий, даже учебным процессом занимались: распекали лодырей и прогульщиков. Школа была одной из лучших в области, работалось легко.
Здесь довелось лично пообщаться с Юрием Алексеевичем Гагариным, первым космонавтом планеты. В феврале 1962 года Гагарин прилетел в Сычевку на вертолете для встречи с трудящимися, он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, я — его доверенным лицом. Юрий Алексеевич показался мне открытым и простым человеком. Он живо интересовался жизнью района. Когда ему показали альбом с фотографиями коров сычевской породы, очень заинтересовался и сказал, что это большая ценность.
Спустя время мне предложили пост заместителя председателя Сычевского райисполкома. Я понимал, что это не мое, уходить из школы не хотелось. Но порою обстоятельства бывают сильнее нас.
В 1983 году Владимир Васильевич Сидоренков переехал в поселок Кардымово и стал работать директором и учителем истории Кардымовской средней школы.
Большой личный вклад Владимир Васильевич Сидоренков внес в возрождение школьного музея, который стал основой для создания в 1990 году районного историко-краеведческого музея.
В 1999 году к огромному сожалению преподавательского коллектива и учеников вышел на заслуженный отдых.
Владимир Васильевич Сидоренков награжден медалью «За доблестный труд», имеет звание «Старший учитель», «Отличник народного просвещения», многочисленные грамоты областного и районного уровней.
С годами каждый человек меняется, и Владимир Васильевич — не исключение.
Но за прошедшие годы душевной теплоты и сердечности, духовной силы в нем стало только больше, как отмечают окружающие.
В своем солидном возрасте, в 2023 году ему исполнилось 90 лет, Владимир Васильевич следит за политической обстановкой в стране и мире, интересуется изменениями, происходящими в системе образования. С удовольствием общается с бывшими коллегами и учениками и всегда рад гостям.
Он и сегодня убежден, что учитель — это призвание.
А бывшие ученики Владимира Васильевича уверены вот он — настоящий учитель!
По материалам семейного архива подготовила Н.А. Александрова