Загрузка

Путин: Россия должна добиться технологического суверенитета

В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.

Глава государства в ходе «открытого урока» напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» — это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», — добавил он.

Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. «Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности», — сказал Путин.

«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные», — добавил он.

Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация — это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше», — подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.

Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных — участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», — сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.

Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?

Комментарии экспертов:

Боедов Андрей Александрович, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области,  заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания бюджетного общеобразовательного учреждения Подрощинской основной школы Ярцевского района Смоленской области.

Технологический суверенитет является важнейшим условием сохранения и развития нашего государства. Однако, путь к суверенитету требует решения целого ряда задач, связанных с необходимостью кратного увеличения количества ученых и научно-технического персонала, занятых исследованиями и разработками, соответственных государственных инвестиций в научную инфраструктуру, целенаправленного развития системы национального образования.  Очевидно, что активная деятельность в этом направлении ведется. И чем интенсивнее государство  и общество будут трудиться над решением проблемы технологической зависимости, тем быстрее страна добьется успеха.

В своих высказываниях в ходе «открытого урока»  Президент обозначил наиболее перспективные направления.  В свою очередь, не могу не отметить, что, учитывая «имперский характер» и особое геополитическое положение нашей страны, раскинувшейся на огромной территории в Европе и Азии, богатой природными ресурсами, существует множество  потребностей, в том числе в разработке более быстрого и экономичного транспорта, глубокой переработке природного сырья и сельскохозяйственной продукции, создании новой техники для различных отраслей народного хозяйства… Соответственно,  развитие технических, химических, биологических, сельскохозяйственных, медицинских наук нуждается в первоочередном внимании. При этом необходимо отдать должное и развитию военных наук. Ведь технологический суверенитет  и научно-технический потенциал нужно не только создать, но и защитить…

Для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят, кроме распространенной практики профессионального тестирования, можно более широко использовать возможности цифровых технологий для ознакомления молодежи с различными профессиями, а также для пробной профессиональной деятельности, например, на учебном симуляторе.

«Разговоры о важном», которые в текущем учебном году вошли в жизнь учащихся, безусловно, необходимы… Конечно, эффект в данном случае определяется целой совокупностью разных факторов, в том числе и возможностями преподавателя.  В то же время, в узких рамках предметной программы педагог весьма ограничен в возможности обсудить с учениками действительно важные вопросы, связанные с жизнью государства и общества, традиционными ценностями, актуальными проблемами жизни человека в современной России, а «Разговоры…» позволяют эту пустоту заполнить. Причем, потребность в открытом и честном диалоге на важные темы есть у самих детей, нуждающихся в ответах на сложные жизненные вопросы. Если школа и родители  не дадут разумных ответов, то ребенок будет искать их где-то еще, сегодня чаще всего ищут в интернете. И тогда последствия могут быть непредсказуемыми…

Александр Иванов, член Экспертного клуба, Доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС

Общение с молодым подрастающим поколением важная неотъемлемая задача государства. Все новые способы взаимодействия что внедряются и применяются вызывают одобрение в широких кругах общественности. Первое сентября всегда начинался с линейки, с торжественных и памятных мероприятий, с урока мира — и установление новых традиций, есть по сути возврат к старому давно забытому — беседа Президента Российской Федерации Владимир Владимировича Путина с участниками и победителями олимпиад, конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта может стать такой новой нормой и правилом, которое войдет в повседневность и будет востребована и необходима. Вслед за главой государства — этот опыт могут перенять и руководители иных уровней — проводя в своих субъектах подобные лектории на актуальные и разнообразные темы.  Единственно стоит надеяться что с требованиями поднятия флага в образовательных учреждениях, разучиванием гимна, проведением уроков- мужества и «Разговоров о важном» — данная традиция не сойдет на нет, не скатится к формализму и лишь для галочки, а станет тем отправным моментом на котором будущие деятели науки, искусства и политики получат первые знания, опираясь на богатый опыт и традиции наших отцов и предков. 

Юлия Зенковская, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Сычевские вести» (СОГУП «Восточная объединенная редакция»)  

Совсем недавно спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового развития Дмитрий Песков заявил о возможностях перехода России на новый путь развития — Островизацию. И технологический суверенитет один из шагов в этом направлении. Считаю, что Российская Федерация имеет все возможности и большой исторический опыт для полного суверенитета во всех отраслях. Другой вопрос — вопрос времени. И начинать необходимо со школьной скамьи, уделяя вопросу профориентации школьников особое внимание. Определенные шаги в этом направлении делаются и в Сычевском районе. Создаются центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Особое внимание уделяется проектной деятельности, олимпиадам и конкурсам. Также необходимо развивать уже созданные Технопарки, Кванториумы, тематические игровые площадки. Безусловно, чем раньше начнется работа по подготовке и подбору правильной профессии, тем легче будет с выбором вуза, поступлением. Вопроса о том, будет ли польза от уроков правильных ценностей в принципе стоять не должно. Однозначно толк в этом есть, и они обязаны приносить максимальную пользу! Чтобы ребенок воспринимал «Разговоры о важном» легко и непринужденно тематика классных часов должна быть весьма разнообразна и интересна для детского восприятия. От педагога зависит умение общаться с детьми на самые разные темы, выходящие за пределы школьных предметов. У нас патриотичная, старательная, любознательная молодежь, которой уже сегодня необходимо донести правильные человеческие ценности.