Повышение налоговой нагрузки в результате точечных изменений системы коснется не более 3,2% налогоплательщиков. Об этом заявил президент России Владимир Путин со ссылкой на оценки Минфина.
«По расчетам Минфина, повышение НДФЛ — налоговой нагрузки на граждан — коснется не более чем 3,2% налогоплательщиков», — отметил президент.
Изменения коснутся только тех граждан, кто получает более 2,4 миллиона рублей в год. По словам президента, налоговые изменения должны «обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки».
Законопроекты, касающиеся налоговых нововведений, Госдума планирует рассмотреть в начале июля.
Комментарий эксперта:
Понажев Юрий Олегович
Юрист
Государственная Дума в первом чтении одобрила пакет налоговых изменений, предложенный правительством. Законопроект был принят единогласно, в Госдуме сформировался межпартийный консенсус относительно предложенных изменений. Конечно, видение идеальной налоговой системы отличается у различных фракций. Левые (в частности, КПРФ) выступают за более высокий порог максимальной налоговой ставки НДФЛ. Например, в Беларуси с этого года максимальная ставка подоходного налога составляет 25 %. В законопроекте, предложенном КПРФ в прошлом году, максимальная ставка НДФЛ составляет 30%. В ряде развитых стран применяются ещё большие максимальные ставки. Правые силы (РСПП, «Новые люди») наоборот, полагают, что применение повышенных ставок к доходам свыше 200 000 рублей в месяц может затронуть средний класс (особенно с учётом уровня инфляции за предстоящие 6 лет) и предложили отказаться от повышения НДФЛ для этой категории граждан.
Правительство попыталось предложить сбалансированную для своего времени налоговую реформу, которая не должна нанести ущерб инвестиционному потенциалу (для чего предусмотрены инвестиционные вычеты). В то же время в тех отраслях, где существует высокая рентабельность (например, производство удобрений), повышается НДПИ — полагаю, что здесь в ряде отраслей есть ещё потенциал для пересмотра налога в сторону увеличения, на что намекнул и министр финансов Антон Силуанов. Такой подход выглядит более системным, чем применение разовых сборов (windfall tax — который на определённом этапе сыграл благотворную роль по наполнению бюджета), и более прогнозируемым для бизнеса с точки зрения планирования своей деятельности. Важно, что создаются условия для постепенного отхода от практики «дробления» бизнеса — наряду с амнистией предусмотрены постепенные меры по увеличению налоговой нагрузки — при доходах от 60 миллионов рублей вводится НДС, а налог на прибыль будет применяться при более высоком объёме выручки. Тем самым исключается резкий переход по росту налоговой нагрузки при переходе от УСН к общей системе налогообложения. Важно, что высокие налоги не будут применяться к банковским депозитам, что должно обеспечить стабильность банковской системы. Очень важно предложение Президента Владимира Путина по исключению применения повышенных ставок к выплатам, связанным с проживанием на Крайнем Севере — это должно мотивировать людей к работе в этих регионах.
Улучшение налоговой реформы на перспективу могло бы заключаться во введении минимального дохода, не облагаемого налогами. Для людей, получающих доходы на уровне МРОТ или чуть выше, такая мера была бы существенным подспорьем. Имущественные налоги для людей с невысокими налогами должны взиматься по пониженным ставкам. При этом можно было бы подумать об увеличении налога на крупные дивиденды и о введении разумного налога на прирост акционерного капитала. А со временем нужно исключить чрезмерные льготы для офшоров — даже такие зоны, как остров Русский в Приморье и остров Октябрьский в Калининградской области должны стать удобным транзитом для перевода капиталов из-за границы в Россию, но не налоговой гаванью для уклонения от налогов — ставки налогов здесь не должны быть чрезмерно низкими.
Полагаю, что в Смоленской области подавляющее большинство граждан поддержит налоговую реформу, поскольку введение прогрессивной шкалы налогообложения сделает механизм налогового перераспределения более справедливым. Справедливость налоговой системы и должна заключаться в том, что граждане с высокими доходами должны платить налоги по более высоким ставкам, а небогатые граждане платят налоги, соответствующие их финансовым возможностям, и не должны отдавать последнее в казну, в то время как олигархи скупают яхты и виллы. И российская налоговая система постепенно движется к большей справедливости налогообложения. Конечно, у некоторых смоленских предпринимателей могут возникнуть вопросы в связи со снижением порога для уплаты НДС и в связи с увеличением налога на прибыль. В этой связи нужна информационная кампания по новым возможностям для получения инвестиционных налоговых вычетов. Полагаю также, что региональные и местные власти Смоленской области могли бы расширить льготы по имущественному и земельному налогу для организаций с учётом возможностей регионального и местного бюджета. В таком случае налоговая реформа сохранила бы баланс между пополнением бюджета и более льготными возможностями для инвестирования.