Как же быстро летит время. Одно поколение людей сменяет другое, но во все времена в жизни каждого человека был учитель. Учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они готовят к взрослой жизни наших детей, формируют их будущее.
Я думаю, в жизни каждого человека был учитель, которому бы хотелось подражать, на кого хотелось быть похожим. О таком учителе человек будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нем и детям, и внукам.
Имя Александра Алексеевича Александрова тесно связано с историей сельской школы деревни Субботники Сычевского района. Об этом внимательном, вежливом, справедливом учителе много добрых и искренних воспоминаний осталось не только у его коллег, односельчан, но и, прежде всего, у его учеников. И это не удивительно, ведь его педагогический стаж насчитывает 47 лет.
Родился и вырос Александр Алексеевич в деревне Попцово Сычевского района в многодетной семье. Родители были сельскими жителями, работали в колхозе. Он с детства мечтал стать учителем. В послевоенные годы, закончив Субботниковскую семилетнюю школу, поступил в Гагаринское педагогическое училище, а закончив его, вернулся на родину, где стал работать учителем начальных классов в Субботниковской школе. Здесь он встретил свою жену Людмилу Михайловну, которая преподавала русский язык и литературу. В школу она приехала по распределению. Семейная пара вырастила троих сыновей. Всю жизнь педагоги проработали на одном месте. Александра Алексеевича не стало в 2003 году. Людмила Михайловна уже давно на заслуженном отдыхе.
Работая в школе, Александр Алексеевич был очень активным: водил ребят в походы, ездил вместе с ними на экскурсии, в детские оздоровительные лагеря, где работал вожатым. Вся его жизнь непрерывно была связана со школой.
Вскоре молодой учитель поступил заочно на физико-математический факультет Смоленского государственного педагогического института им. Карла Маркса и после окончания стал преподавать алгебру, геометрию и черчение.
Через несколько лет Александр Алексеевич возглавил педагогический коллектив, продолжая вести уроки математики. За годы работы из талантливого учителя он стал профессиональным руководителем.
Не одно поколение селян, сотни разных характеров и судеб. Можно ли точно подсчитать, сколько детей училось у Александра Алексеевича? Учились не только понимать и любить предмет, учились смелости мысли и дела, принципиальности и особенно ответственности.
«К нему стыдно было прийти с невыученным уроком», — вспоминают его ученики.
А отметка, выведенная в дневнике особым каллиграфическим почерком была настоящей гордостью, ну или наоборот.
Директор школы. Именно с него начинается жизнь школы, а если школа сельская – это должность особая. Твоя жизнь как на ладони, каждый твой шаг и движение на виду. Тебя, твою семью, детей все знают. И ты всех помнишь и знаешь. Перед тобой твой выпускник. Кем он стал, какой он работник, родитель? Воспитывая учеников, ты воспитываешь новое поколение, от тебя зависит его будущее.
Что помнят и что говорят о своем руководителе и учителе коллеги и выпускники разных лет?
Инна Модестовна Синицына, ученица и коллега Александра Алексеевича, преподаватель начальных классов Субботниковской школы:
«Он был человеком активным, подвижным, никогда не сидел на месте, всегда был занят своими повседневными заботами. Добросовестно, с душой, и на высоком профессиональном уровне выполнял свои трудовые обязанности. Первым приходил в школу и последним уходил. Чуткий педагог, преданный своему делу, знающий возможности каждого ученика. Интересный собеседник, с ним можно было поговорить и поспорить на любую тему, но он всегда умел отстоять свою точку зрения».
Любовь Алексеевна Ульянова, коллега, учитель истории Субботниковской школы:
«Не одно поколение учителей, проработавших и работающих до сих пор в Субботниковской школе, помнит его огромный труд по формированию коллектива, коллектива единомышленников. Он был учителем не столько для детей, сколько для педагогов, своих коллег».
Надежда Алексеевна Громова, коллега, учитель начальных классов Субботниковской школы:
«Когда он присутствовал на наших открытых уроках и мероприятиях, всегда проявлял исключительный такт, был особенно корректен, когда делал замечания, помогал каждому преодолеть трудности в работе. В ответ учителя не жалели сил и времени, чтобы быть на уровне профессиональных требований».
Александр Алексеевич был секретарем комсомольской организации, секретарем партийной организации, долгие годы бессменным председателем участковой избирательной комиссии.
К нему всегда можно было обратиться по любому житейскому вопросу. Его уважали все жители деревни. Субботниковскую школу заканчивали «сильные» ученики, которые потом легко поступали в вузы, причем часто выбирали педагогические, и возвращались под руководство Александра Алексеевича.
У него было необычное для мужчины хобби. Александр Алексеевич очень любил цветы. Многие односельчане и коллеги помнят его огромные, потрясающие букеты гладиолусов и роз к 1 сентября, Дню учителя. Еще он занимался пчеловодством и очень любил животных.
Благодарность к учителям остается в наших сердцах на долгие годы, а приходит осознание этого уже во взрослой жизни.
Долгие годы он все свои силы отдавал работе, был мудрым наставником, руководителем!
Александр Алексеевич Александров был человеком доброй души, с большим зарядом оптимизма и юмора. Его мудрость, опыт, знания и поразительная работоспособность навсегда останутся примером для коллектива педагогов, которым довелось работать под его руководством, и его учеников.
Я училась в Субботниковской школе, где Александр Алексеевич был не только директором, но и нашим классным руководителем, которого все любили, уважали и даже побаивались. Мы, ученики, знали, что это человек честный, справедливый и неравнодушный, и очень благодарны ему за это.
Рассказывая об ушедших педагогах, мы отдаем им дань памяти. Помня о них, мы сохраняем связующую нить времен, ведь человек жив, пока живет память о нем.
Давайте помнить всех своих учителей!
Екатерина Горлачева, бывшая ученица А.А. Александрова