
Социально значимый проект
«Память о вас переживет века»
Великая Отечественная война – событие, которое навсегда останется в памяти народа. Историческая память о нем передается из поколения в поколение и служит всем нам — потомкам — напоминанием о величайшей трагедии нашего государства и народа. О войне, о подвиге солдат напоминают нам памятники, обелиски и стелы, установленные во многих городах и селах нашей страны. Многие десятки лет они несут священную миссию – не предать забвению великий подвиг народа-победителя. И, пока цела их сталь и крепок камень, – жива будет память поколений.
Зима, 1942 год, 10 декабря.
Весна пришла точно по расписанию. Полки рассветных солнечных лучей все теплее и теплее греют землю. Они отогрели, растопили снег возле памятника в Корбутовских лесах.
Поэт — блокадник Ю. Воронов писал: «Я не напрасно беспокоюсь, чтобы не забылась та война, ведь это память — наша совесть, она как сила нам нужна».
Да, память, которая сохранилась в книгах, фильмах, да еще в камне, не дает нам забыть те страшные годы Великой Отечественной войны. Они — завещание, устремленное в будущее, чтобы такое не повторилось никогда.






Шумит лес в Корбутовке. Ведь помнишь то время? Помнишь, помнишь. По качанию веток понимаю, что помнишь. Хочешь сказать: «Когда это было? Быльём поросло, в живых нет никого…»
Да, их нет, и они не расскажут. Мы должны! Мы обязаны!
В здешних местах воевала 20 кавалерийская дивизия Западного фронта под командованием полковника П.Т. Курсакова и 22 танковая бригада. Бойцы громили тыл немецких частей, их штабы, линии связи.
Крепко трепали нервы немцам.
В районе Корбутовки, в лесу, на берегу Обши был организован временный госпиталь для раненых. Для охраны выделено было 25 солдат.
Утро 10 декабря было морозное. Но солнечная конница уже появлялась на небе. Раненым в госпитале было тепло. Их согревала еще и надежда, что они скоро подлечатся и снова в отряд. Утром прилетал самолет, покружился, сбросил продукты, медикаменты и записку: «на днях заберем».
Но что это?
Тишину разорвали выстрелы. С криками «Ура!» в белых балахонах к лагерю бежали каратели, строчили из автоматов, не жалея патронов. Раненые взялись за оружие. Бой длился около пяти часов. Карателям удалось сломить сопротивление госпиталя. Силы были неравными. Над тяжелораненными бойцами учинили зверскую расправу.
У войны свои законы. Она не шутит, не смотрит, что тебе 20-30, неважно, и что очень хочется жить. 230 солдат остались лежать на истерзанной взрывами, израненной корбутовской земле, пропитанной кровью бойцов, ставшей историей.
А ты молчишь, старый лес. Просто не хочешь говорить. А вот Зоя Ивановна Ильина, чье детство прошло в Корбутовке, вспоминала: «В тот день к вечеру пошел сильный снег. А на утро все жители деревни были у госпиталя. Копали могилы и хоронили погибших. Старики ругались, как говорят, по-русски, матом. Женщины причитали: «Чтоб ваши ноги отсохли, (ведь сапоги у многих сняли)! Гореть вам в аду кромешном!»
И ты, лес, с ними соглашался, плакал. Только слезы твои невидимые. На лицах детей застыл испуг. Потом они долго не спали ночами. Но в тот день женщины прощались с убитыми, по-матерински целовали в лоб. Дети застегивали пуговицы на гимнастерках, поправляли бинты. А снег все падал и падал. Некоторых бойцов замело. Весной трупы солдат поплыли по Обше. И вновь — похороны, слезы, крики.
Узнав об этой трагедии, Павел Трофимович Курсаков вдогонку послал кавалеристов. Карательный отряд был уничтожен. На месте гибели госпиталя установлен памятник:
«Товарищ! Склони голову! Здесь 10 декабря 1942 года одержали неравный бой с немецко-фашистскими карателями раненые бойцы, командиры и взвод охранения военно-полевого госпиталя 20 кавалерийской дивизии и 22 танковой бригады. 230 верных сынов Родины отдали свои жизни в борьбе с фашистскими оккупантами. Память о них священна и вечна».
Помолчи и ты, лес! Ветер даже притих в вышине, боясь нарушить эту минуту памяти.
8 мая 1976 г. состоялось открытие памятника. Приезжали ветераны 20 кавалерийской дивизии, генерал-лейтенант В.И. Макеев, медсестра госпиталя (каратели медперсонал взяли с собой). Она чудом выжила при освобождении нашими войсками и рассказала о злодеяниях карателей. И был митинг. Память медсестры, память ветерана войны сохранила все. И была минута молчания. И были охапки первых весенних цветов и душераздирающая траурная музыка. В тот же день состоялось перезахоронение останков 230 советских солдат на братском кладбище № 1 в г. Сычевке.
А где эта Корбутовка знаете? На «где эта» я точно могу ответить: в Сычевском районе, в 6 км от деревни Лесные Дали. Бездорожье, болота и леса. Добраться можно. Каждый год там кто-то бывает: туристы, егеря, охотники и те, кто не забывает Корбутовскую трагедию. Место легко узнаваемо. Там деревья рвутся к жизни, потому что под каждым из них ходила смерть.
Там по утрам поднимаются полки рассветных лучей, идут плечом к плечу, как солдаты в тех сороковых, солнечная конница поддерживает с флангов.
Под прикрытием такого массированного огня идет над Корбутовским лесом День в атаку и не случается так, чтоб атака захлебнулась.
Татьяна Вениаминовна Ходунова, библиотекарь библиотечного
пункта Лесные Дали