Праздники, которые имеют общую историю.
Двадцать второго ноября 1914 года в 47 номере журнала «Нива» было опубликовано стихотворение поэта серебряного века Сергея Городецкого «У Казанской Божьей Матери».
Шла первая мировая война, казалось, сам воздух был пропитан тревогой, и строчки Городецкого звучали и отзывались в сердце каждого человека:
У Казанской Божьей Матери
Тихо теплются огни.
Жены, дочери и матери
К Ней приходят в эти дни.
И цветы к Ее подножию
Ставят с жаркою мольбой:
«Матерь-Дева, силой Божией
Охрани ушедших в бой.
Над врагом победу правую
Дай защитникам Руси,
Дай сразиться им со славою
И от смерти их спаси.
На Кресте Твой Сын Единственный
За любовь Свою страдал,
И Его глагол таинственный
К этим битвам Русь позвал.
Мы воюем за спасение
Братьев — страждущих славян.
Мы свершим освобождение
Подъяремных русских стран.
С кем враждует Русь лучистая —
Враг и Сына Твоего.
Дай же, Дева, дай, Пречистая,
Нашей силе торжество!»
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд.
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Так было не одно столетие, когда приходила беда, когда враги нападали на Русь, народ обращался за помощью к Казанской Божьей Матери — одному из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Этой иконой благословляли роженицу и младенца. Казанский образ преподносили крестившемуся после Таинства Крещения. Казанскую икону Божьей Матери вешали над кроватью ребенка в защиту от духовных и физических недугов. Икону Казанской дарили молодоженам во время венчания: во сохранение семьи.
К Казанскому образу Божьей Матери обращались с молитвой, когда просили исцеления от болезней, от внезапной смерти. Ее брали с собой в дорогу.
Но, самое главное, икона Казанской Божьей Матери не раз спасала Россию в лихую годину. Именно поэтому, начиная с 1613 года, на Руси особенным образом отличался праздник Казанской иконы Божьей Матери. А с 1649 года вплоть до революции считался государственным праздником.
В 2005 году Россия впервые отметила День народного единства, и этот день был приурочен к дате празднования иконы Казанской Божьей Матери. Почему именно в этот день?
Образ Казанской Божьей Матери неразрывно связан с историей становления русского государства. Во времена Смуты икону считали покровительницей русских воинов-освободителей. «Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале 17 столетия: внешние враги, внутренние разделы, смуты бояр, а более всего совершенное безразличие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской», — писал в 19 веке Михаил Загоскин.
Казалось неизбежным гибель страны и порабощение народа: поляки заняли Москву, по стране, раздираемой междуусобицами, бродят банды разбойников и мародеров, голод, разруха, эпидемии. Предатели бояре избирают на Московское царство польского королевича. Народ безмолвствует. Патриарх Гермоген (ранее священник Ермолай) томится в плену, но ему все-таки удается передать в Нижний Новгород воззвание, призывающее идти на Москву, унимать грабежи и разбой, стоять за братство и уповать на защиту Пресвятой Богородицы. «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими: какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» — взывает патриарх Гермоген.
Нижегородцы откликаются на призыв, к ним присоединяются Казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской Божьей Матери князю Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. Перед иконой совершают постоянные молебны. 22 октября (по старому стилю) 4 ноября (по новому стилю) 1612 года дружины народного ополчения берут штурмом Китай –город. Через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулирует.
После освобождения Москвы от поляков князь Пожарский разместил святыню в Веденской церкви на Большой Лубянке. В 1636 году ее перенесли в Казанский собор (собор Василия Блаженного) на Красной площади. А в 1649 году царь Алексей Михайлович повелел 4 ноября отмечать День памяти Казанской иконы Божьей Матери.
Чудотворный образ играл свою роль и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Существует легенда, что перед началом контрнаступления советских войск под Москвой, столицу облетел самолет с Казанской иконой на борту.
Икону Казанской Божьей Матери называют «Спасительницей земли русской», «Державным покровом» ибо под ее покровительством было одержимо множество побед.
Сейчас доподлинно не известно, сохранился ли первый образ, который привезли на Русь. Поэтому все остальные иконы Казанской Божьей Матери считается списками.
На территории Сычевского района на берегу реки Вазузы, вблизи деревни Забелино в 1864 году был основан Казанский мужской монастырь. Обитель была открыта 22 мая 1864 года.
Сычевский мещанин Антоний Боушев и купеческий сын из Тульской губернии Михаил Суров полгода прожили на горе Афон. Михаил на свои средства задумал построить монастырь в России, и Антоний предложил местом для строительства монастыря выбрать город Сычевку. Старцы Святой горы одобрили этот замысел и благословили их иконой Казанской Богоматери, которую друзья забрали с собой. Прибыв в Сычевку, Михаил и Антоний получили от городских властей разрешение на строительство монастыря. В 1869 году были построены деревянный дом с домовой церковью, небольшой деревянный дом для богомольцев и скотный двор. Все это было построено на личные средства Михаила и Антония.
В 1865 году камердинер Высочайшего Двора Тимофей Афанасьевич Хренов на собственные деньги начал строительство каменного собора. В 1876 году было закончено строительство каменного монастырского трехпрестольного собора. Главный престол во имя Казанской Божией Матери, южный — во имя Преподобного о. Сергия Радонежского и северный — во имя Святителя и Чудотворца Николая. В июле 1876 года храм был освящен. Собор был закрыт осенью 1936 года и передан под складские помещения.
Во время ВОв при отходе немцев из Сычевки в марте 1949 г. собор и находившаяся рядом с ним зимняя церковь были взорваны.
По инициативе настоятеля прихода в честь Иверской иконы Божией Матери д. Устье иерея Алексия Дубовского летом 2024 года на месте разрушенного мужского Казанского монастыря возобновились Божественные Литургии.
Подготовила Марина Моисеенкова