Загрузка

В Смоленской области создадут два образовательно-производственных кластера в 2025 году

Проекты успешно прошли конкурсный отбор и получат поддержку Министерства просвещения Российской Федерации. Один из них предназначен для подготовки специалистов в химической отрасли, другой – в сельском хозяйстве.

На реализацию этих инициатив выделено почти 310 миллионов рублей. Из них 200 миллионов рублей составляют гранты из федерального бюджета, по 100 миллионов рублей на каждый кластер. Дополнительную поддержку окажут компании отраслей: две химические компании направят на создание профильного кластера 36 миллионов рублей, а 18 сельскохозяйственных предприятий – 42,15 миллиона рублей. Правительство области также предусмотрело по 15 миллионов рублей на каждый из двух проектов.

Выделенные средства будут использованы для ремонта и переоснащения двух базовых организаций будущих кластеров — Верхнеднепровского технологического техникума и Козловского многопрофильного аграрного колледжа. Кроме того, будет проведена профессиональная переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения. Это позволит создать в учебных заведениях современные образовательные среды, максимально приближенные к реальному производству.

«В 2025 году во всех пяти кластерах области будут обучаться более 5400 студентов, включая 310 студентов для работы в сельском хозяйстве и 205 будущих специалистов для химической промышленности», — отметил Губернатор Смоленской области Василий Анохин.

Проекты направлены на то, чтобы обеспечить специалистами ключевые отрасли региональной экономики, а также создать условия для реализации молодых смолян в регионе.

Комментарий эксперта:

Силина Карина Владимировна

Молодой политолог

2023 г. по распоряжению Президента Российской Федерации был объявлен годом педагога и наставника, нынешний 2024 г. объявлен годом Семьи. Но мы прекрасно знаем, что два эти понятия семья и школа не разрывные и тесно связаны. Ведь без первого не будет ученика в школе – а вторая научит и поможет устроиться в современном мире, приобрести необходимые знания, выявить и развить таланты и способности.

Но для того, что б было куда привести ученика и школьника, а затем и абитуриента со студентом, нужны образовательные технологии, нужны новые здания, оборудованные по последнему слову современной науки, где наставники и педагоги сумеют подготовит достойную смену, передать весь накопленный опыт, вырастить так необходимого для страны и региона специалиста. Вот ремонт и переоснащение двух базовых организаций Смоленской области, двух будущих кластеров — Верхнеднепровского технологического техникума и Козловского многопрофильного аграрного колледжа станут теми площадками – где современные школьники и студенты смогут приобрести так необходимый опыт и навыки, что помогут им устроиться в жизни, принести пользу своей стране.

И снова слова сказанные в середине XVIII века крупным русским ученым Михаилом Ломоносовым: «Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» станут актуальными для Смоленского региона.

Понажев Юрий Олегович

Юрист

Проекты по созданию образовательно-производственных кластеров в настоящее время являются очень востребованными у работодателей и обучающихся профессиональных образовательных организаций. С одной стороны, кластерный подход позволяет работодателям и обучающимся рассчитывать, что выпускники учреждений СПО получат обучение по специальностям, реально востребованным на региональном рынке труда с определённой перспективой трудоустройства на конкретных предприятиях, испытывающих потребность в привлечении новых кадров в производственный сектор. С другой стороны, образовательно-производственные кластеры, создаваемые при поддержке Министерства просвещения РФ, позволяют привлечь финансирование из федеральных, региональных источников, а также непосредственно от работодателей, и концентрация ресурсов позволяет быстрее реализовывать проекты по ремонту и переоснащению образовательных организаций, а также по переобучению и профессиональной переподготовке.

Ранее Губернатором Смоленской области Василием Анохиным было объявлено, что к 2027 году в регионе в рамках федерального проекта «Профессионалитет» планируется создать 11 образовательно-производственных кластеров, включая, например, проекты по созданию IT-кластера, кластера в сфере атомной энергетики, кластера для подготовки специалистов в сфере транспорта. Все эти проекты, безусловно, будут востребованы у работодателей на региональном рынке труда.

Одобренные проекты по созданию кластеров в Верхнеднепровском технологическом техникуме (в сфере химической промышленности) и на базе Козловского многопрофильного аграрного колледжа (в сфере сельского хозяйства) привлекут почти 310 миллионов рублей дополнительного финансирования, включая не только средства из региональной казны, но и ресурсы федерального бюджета и средства 20 предприятий. Это очень значительные ресурсы, и очень отрадным выглядит тот факт, что они будут привлечены в образовательные организации, действующие в небольшие населённые пункты, не являющиеся районными центрами — в посёлок городского типа Верхнеднепровский в Дорогобужском районе и в деревню Козловку в Рославльском районе. Вместе с тем, в Верхнеднепровском действует предприятие по производству минеральных удобрений, а в Рославльском районе, в состав которого входит Козловка, действует большое число эффективных сельскохозяйственных предприятий, что создаёт возможности для трудоустройства выпускников данных образовательных организаций. Верхнеднепровский технологический техникум и Козловский многопрофильный аграрный колледж — учреждения с хорошим преподавательским составом и материальной базой, пользующиеся популярностью и заслуженным авторитетом у студентов и работодателей; уверен, что они эффективно организуют работу в рамках образовательно-производственных кластеров.

Другие учреждения СПО уже начали работу по формированию образовательно-производственных кластеров. Например, на базе Смоленского педагогического колледжа создаётся кластер в сфере педагогического образования с привлечением ресурсов СмолГУ, муниципальных школ; на базе Смоленского строительного колледжа создаётся кластер в сфере строительства и дорожного хозяйства; на базе Смоленского автотранспортного колледжа имени Трубицына и Техникума отраслевых технологий планируется сформировать кластер в сфере транспорта и логистики. Полагаю, что можно было бы подумать и о создании образовательно-производственных кластеров в иных сферах. Например, на базе Демидовского отделения Техникума отраслевых технологий можно было бы сформировать кластер на стыке сельского хозяйства, экологии и туризма с учётом компетенций учреждения в сфере лесного и сельского хозяйства и востребованности эколого-туристской тематики в рамках Национального парка «Смоленское поозерье» в Демидовском районе. А на базе Касплянского филиала Техникума отраслевых технологий можно было бы сформировать кластер в сфере лёгкой промышленности, ремонта и хозяйственного обслуживания с учётом специфики деятельности учреждения.