Загрузка

ГОРДОСТЬ БЕХТЕЕВСКОЙ ЗЕМЛИ: ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВ

ТАЛАНТЫ ЗЕМЛИ СЫЧЕВСКОЙ

Жаркий летний полдень. Библиотечный автобус, подняв клубы пыли, остановился на центральной улице деревни Бехтеево — представители сычевского районного литературного объединения «Вазуза» прибыли в родные места писателя Евгения Васильевича Максимова, чтобы принять участие в мероприятии, посвященном нашему замечательному земляку и отцу-основателю литобъединения.

Деревня встречала тишиной, запахами скошенной травы, цветущих ландышей, пением птиц и шелестом березовых локонов, почти ложащихся на плечи каждого, кто желает посетить небольшой музей Е.Максимова, расположенный в местной библиотеке.

Казалось, что крепкие и молодые жители Бехтеева дружно трудятся где-то в полях и вот-вот загомонят у сельского клуба, направляясь в его приветливо распахнутые двери на литературный вечер. Казалось, вот-вот протяжно и возмущенно замычит на пастбище корова, ей ответит другая, третья: «Жарко – пора бы и на водопой!». Казалось, что сейчас зарычит мотором трактор, лихо заворачивая к клубу… Но это было лишь временным путешествием в прошлое, навеянным творчеством Евгения Васильевича. Российская, смоленская деревня сейчас чаще всего встречает тишиной и ностальгией по прошлому. А ведь именно этого боялся  Евгений Максимов, за судьбу русской деревни всегда болела его душа и именно сельским жителям посвящено его творчество.

Писатель Евгений Васильевич Максимов – яркий представитель такого литературного направления как деревенская проза. Язык его произведений – мелодия русской души, лейтмотив которой аранжирован окружающей родной природой, с которой герои произведений автора связаны незримой пуповиной. Своими произведениями вел он художественную летопись Смоленщины, давая основательные, написанные с большой душевной теплотой, портреты земляков-смолян. Свидетельствуя своими произведениями о зверствах фашистов на родной земле и обо всем, что пришлось испытать землякам в то трудное время.

Родиться в тридцатые годы означает остаться без детства, пережить ужасы оккупации, голод, смерть близких людей.  Евгений Васильевич Максимов родился 13 мая 1936 года в деревне Козицыно  неподалеку от Бехтеево. Родной деревни писателя не существует – фашисты сожгли ее дотла, жители по большей части погибли. После войны оставшиеся в живых перебрались в деревню Ключики.

Трудовая деятельность ребятишек той поры начиналась рано. Таковой была и юность мальчишки Женьки Максимова. В 14 лет Евгений Максимов начал работать в колхозе, на лесозаготовках; неравнодушный неугомонный паренек пользовался уважением не только старших, но и сверстников — комсомольцы колхоза «Луч Красного Октября» избрали его секретарем. Во время службы в армии был на Балтийском и Северном флоте, летал на реактивных самолетах морской авиации.

Любознательный молодой человек с удовольствием и старанием учился: окончил Смоленскую областную совпартшколу, факультет журналистики Высшей партийной школы при ЦК КПСС, факультет русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института. Около 10 лет работал в Сычевском районе.

В конце 1970-х Евгений Васильевич перебрался в Смоленск.

Несмотря на благополучную карьеру и общественно-политическую деятельность (избирался делегатом XXVIII съезда КПСС, Учредительного съезда Коммунистической партии Российской Федерации, был избран депутатом в Государственную Думу 2-го созыва от КПРФ), Максимов всю жизнь занимался любимым делом – писал книги.

Опубликовав первые заметки в местной сычевской газете в десятилетнем возрасте, Евгений Васильевич за долгий творческий путь написал около 40 книг: об истории и природе Смоленской области, множество очерков. Ряд его произведений был переведен на другие языки. По книге Максимова «Хозяин смоленских лесов» был снят телевизионный фильм. В 14 лет, еще юношей, получил Максимов первую премию областной газеты «Большевистская молодежь» за рассказ «Партизан». Писатель А. Первенцев поспособствовал тому, чтобы произведения Максимова были опубликованы в армейских газетах, в журнале «Советский моряк». В 1958 Смоленская писательская организация и обком комсомола объявили литературный конкурс – его участник Евгений Максимов за рассказ «Варя» получил первую премию. Этот рассказ был опубликован в репертуарном сборнике, читался со сцены.

Рассказы и очерки Максимова систематически появлялись на страницах областных газет «Рабочий путь», «Смена», альманахах, сборниках не только смоленских, но и московских. Весной 1968 секретарь парткома из смоленского села с красивым названием Ключики послал свой рассказ «Плакун-трава» в центральную газету «Правда». Произведение произвело благоприятное впечатление на редакторов – его напечатали. В 1963 Максимов написал книгу о председателе колхоза Анастасии Вороновой. Первая книга рассказов писателя «Запах Белозера» вышла в Воениздате в 1970, а в следующем году в издательстве «Московский рабочий» вышел сборник «Иван-чай». Писательский труд Е.Максимова был отмечен премией комсомола Смоленщины имени Ю.А. Гагарина. Максимов 22 раза становился лауреатом союзных и международных конкурсов, журналов. Он был награжден Почетной юбилейной грамотой газеты «Правда». Его произведения читали по Всесоюзному радио многие известные артисты страны.

Был Евгений Максимов членом Союза журналистов России и Союза писателей России.

Современная жизнь деревни питала творчество нашего земляка. Трактористы, доярки, лесники, кузнецы, шоферы – вот его герои. Особенно теплые и нежные краски находил он, когда писал о женщинах. Герои Е. Максимова поражают разнообразием натур, нравственным максимализмом и гражданской зрелостью. Это разнообразие писатель черпал из жизни. Большинство его произведений документальны, а к документальности органично примешано чувство глубокого патриотизма, любви к малой родине и ее людям – автор по крупицам собирал факты событий, биографий и, пропустив их через сознание и сердце, перекладывал в художественные строки. Людям села посвящены книги «Хлеб», «Когда шумит рожь» и другие. Женская тема звучит в книге «Комендант великого затишья». Отдельную книгу автор посвятил Н.В. Крыленко – с ее страниц читатель узнает, что Николай Васильевич был не только видным революционером и государственным деятелем, но и журналистом, поэтом, одним из пионеров альпинизма в стране, организатором научных экспедиций на Памир.

Заглянул писатель и в более старые страницы истории Смоленщины – поведал о тайнах имения Паниных и князей Мещерских; о том, как жили и создавали свои произведения на смоленской земле В. Кюхельбекер и Е. Баратынский, Ф. Глинка; о деятельности профессора С. Рачинского и творчестве художника Н.Богданова-Бельского.

Самыми проникновенными, интересными, важными и нужными являются военные произведения автора, в которых он воскресил многих неизвестных героев войны, показал ужасы фашизма на примере страданий мирных сельских жителей Смоленщины. Произведения военной тематики занимают немалое место в каждом сборнике Максимова, полностью Великой Отечественной войне и советской армии посвящена книга «Не забудь в дальней стороне».

Проза Максимова очень лирична – ему удается точно передавать чувства, ощущения, а описания природы показывают особенный душевный склад автора. Максимов любовно изображает каждое дерево, каждый цветок («Тайны волшебной природы»). Во Франции была издана его книга «Цветы России», теме охраны природы посвящен сборник «Зори на Гжати». В 1990 вышла книга «Смоленск: Страницы героической защиты и освобождения города: 1941–1945». Евгений Максимов писал и стихи; одно из стихотворений положил на музыку композитор Б. Носов (песня «Пава»).

Евгений Васильевич тяжело переживал изменения в любимой стране в девяностые годы – появился ряд его критических публицистических очерков, а также миниатюрные рассказы-притчи. Последние сборники — «Погибаю, но не сдаюсь» (1996), «Люди и нелюдь» (2000), «Ты не вейся, чёрный ворон…» (2001).

Проживая и работая в Смоленске, писатель не забывал свою малую родину – приезжал на творческие встречи в Сычевку. В 1993 году на общем собрании поэтов и прозаиков Сычевского и Новодугинского районов им было предложено создать литературное объединение под названием «Вазуза». В объединение вошли провинциальные литераторы — люди разного возраста, разных профессий и специальностей, объединенные любовью к литературе.

Традиции литобъединения, заложенные под руководством Максимова, вот уже более тридцати лет остаются прежними: выступления в деревнях и селах, выступления в городах Смоленщины и Тверской области, участие в фестивалях и конкурсах, проведение конкурсов для начинающих поэтов, издание альманахов и поэтических сборников.

Общественные заслуги уроженца маленькой деревушки на Смоленщине немаленькие — в деревне Ключики он заложил «Парк Памяти», был делегатом писательских и партийных съездов, депутатом Государственной Думы Федерального собрания РФ, членом комитета по культуре в Думе, членом думской фракции КПРФ. Однако в Сычевке и Сычевском районе Максимова помнят, прежде всего, как писателя, писателя из деревни, писателя, воспевающего деревню. Его давно нет — Евгений Васильевич умер 1 апреля 2003, похоронен на Одинцовском кладбище под Смоленском. Но память о Евгении Васильевиче на родине хранят и часто проводят мероприятия в его честь. Вот и в жаркий полдень мая этого года в деревне Бехтеево в клубе состоялось литературно-музыкальное путешествие в прошлое. Библиотекарь Бехтеевской поселенческой библиотеки Анастасия Евстафьева рассказала о жизни и творчестве Евгения Васильевича. Участник литературного объединения «Вазуза» Светлана Петрова рассказала об истории создания литобъединения, прочитала стихи уже умерших поэтов организации, показала альманахи, вышедшие за время работы литобъединения, почитала свои стихи. Работники Бехтеевского дома культуры исполнили песни о деревне, вызвав слезы у зрителей. Поэты Екатерина Николаева, Марина Сергачева и Людмила Сотникова также подарили частичку своего творчества присутствовавшим. Их стихи о доме, близких, о любви к родному и русскому, о детстве в уже не существующей сейчас деревне окунули зрителей в атмосферу прошлого, подарив незабываемые чувства и ощущения. Казалось, что сам писатель строго и внимательно слушает сычевских поэтов, одобрительно кивает в такт головой, о чем-то мечтательно вспоминая, и грустит.

В раскрытые двери клуба врывался с улицы теплый ветер, напоенный ароматами так любимых Евгением Максимовым цветов и трав. Где-то пели пока еще беззаботные соловьи. Их голоса ничуть не мешали Анастасии Евстафьевой, в завершении мероприятия исполнявшей «Грузинскую песню» («Виноградная косточка») Б. Окуджавы, лишь дополняя ее прекрасный голос и внося в мелодию невыразимую боль о безвозвратно ушедшем времени. Евгения Васильевича давно нет с нами, но его дух здесь, в бехтеевском краю, во всем: в запахах, звуках, травах и деревьях, деревенских песнях, стихах. А главное, в людях, через года помнящих и уважающих своего замечательного земляка.

Уезжая из гостеприимного Бехтеева, поэты литобъединения «Вазуза» приняли решение продолжить и расширить деятельность организации по популяризации личности и творчества Е. Максимова среди жителей района.

Екатерина Евгеньева